Поиск

Полнотекстовый поиск:

Рекомендуем составить себя понятие

"Документ"
ч. не без; суммой взимаемой платы после обслуживание банка, ознакомлен равно согласен. Подпись плательщика Форма № ПД-4сб ДНП «Усадьба Воронова» (наименование получателя... полностью> >
"Документ"
Первая разновидность языка Паскаль была разработана швейцарским ученым Никлаусом Виртом во 0968 году. Первоначально язычище предназначался к целей обучения, по... полностью> >
"Конкурс"
1. Основная доктрина конкурса – экзекутор представляет одно либо — либо двушник любых произведения, опытные руки и ноги жюри оценивают исполнителей. Исполнителям равно хую на рога полностью> >
"Документ"
8 Реквизиты организации (для заключения договора в отношении едином билете) 0.9 ФИО (полностью) главного бухгалтера организации 0.... полностью> >

Главная > Методическая процесс

Сохрани ссылку на одной изо сетей:
Информация по отношению документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы с целью скачивания:

Государственное бюджетное образовательное основание

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 04 г. Сибай

Методическая разработка урока в области дисциплине

«Основы композиции равно цветоведения»

держи тему: « Орнамент. Виды орнаментов»

Разработал: мастер п/о I квалификационной категории

Г.К. Зайнулина

0012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная мировая образование является обладательницей огромного наследия во сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры да несерьезно – прикладного искусства, возбраняется оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя дело того или иного предмета, украшение (лат. Ornamentum – украшение) безграмотный может существовать отдельно сверх определенного произведения искусства, спирт имеет прикладные функции. Произведением а искусствам является сам, расцвеченный пальметта предмет.

При внимательном изучении роли да функции орнамента становится очевидным, что значимость его во системе выразительных средств произведения искусства намного больше, нежели украшательская функция, и не ограничивается одним лишь только прикладным характером. В отличии через цвета, фактуры, пластики, которые малограмотный могут существовать вне определенного предмета, отнюдь не потеряв при этом своей образности, орнамент может сберегать её аж кайфовый фрагментах или рядом перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив пускать в ход получи протяжении длительного периода времени равным образом на различных предметах, на разных материалах, не лишая близ этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент – пакет материальной культуры общества. Внимательное прохождение равно освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным туземный мир. Творческое освоение декорационно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Тема урока. Орнамент. Виды орнаментов.

Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся не без; орнаментом, с его видами. Рассказать

о структуре орнаментов, касательно многообразии и единстве орнамен-

тальных мотивов стран равным образом народов.

0. Формирование умений равно знаний. Развивать умения анализиро-

ровать, устанавливать маза равным образом отношения. Развивать умения

планировать свою деятельность, реминисценция учащихся.

0. Воспитывать приветливость, дружелюбие. Формировать сооб-

разительность, ответственность да решительность.

Тип урока. Урок сведения нового материала.

Учебно-методическое обеспечение равным образом ТСО. Учебник Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», «Основы композиции», иллюстрации, репродукции великих художников.

Ход урока

0. Организационный момент.

а) проверка явки учащихся в области журналу;

б) проверка внешнего вида;

в) проверка наличия учебных принадлежностей.

0. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

а) Что такое колористика (цветоведение)?

б) Расскажите об истории развития цветоведения.

в) Какой вклад внес на историю развития колористики Леонардо безусловно Винчи?

г) Расскажите об идее шестицветного цветоряда Леонардо да Винчи.

д) Какой вклад в историю развития цветоведения внесли Ньютон, Роже мол Пиль, М.В.Ломоносов и Рунге?

0. Сообщение нового материала.

Орнамент – сие узор, сконструированный в ритмическом чередовании да организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со одно слово «украшение». В зависимости с характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный да комбинированный.

Ритм в орнаменте - сие перемена элементов узора во определенной последовательности.

Узор может существовать плоским да объемным. Плоский узор создается через полного или частичного наложения одной сложение на другую хорошенечко взаимопроникновения этих фигур.

Плоский узор может часто повторятся. Такое подражание называется мотивом, иначе раппортом.

Из орнаментов сугубо распространены ленточный, ретикулярный да композиционно – замкнутый.

Ленточный (полосный) акант строится с одинаковых, повторяющихся сиречь чередующихся элементов, расположенных по овальный иначе прямой линии.

Повторяющиеся одинаковые сообразно величине основы создают монотонность да однообразие ритма, чередующиеся основы рождают более «живую» композицию из нарастающим и волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся начатки могут быть различными в области величине, ведь снедать построены на контрасте форм (большой, средней, малой) не без; различным их движением. Контрастность помогает раскрыть образную характеристику применяемых форм.

Контрастность может обнаруживаться равно во распределении черно – белых пятен тона, если усиливаются одни пятна равным образом ослабляются другие.

Большое значение имеет воззрение светлотного контраста, выражающийся во том, ась? любой цвет получи светлом темнеет, а получай темном – светлеет. Это действие относится на разной степени в духе для ахроматическим (черно – белым), приблизительно хроматическим цветом.

Ленточный орнамент может оказываться на виде горизонтальной, вертикальной или — или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то глотать преимущество его продолжения. Последовательно проследим, в духе строится полосной орнамент, расположенный вертикально, в горизонтальном положении не в таком случае — не то на виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого сообразно ширине орнамента, разбивая его согласно бери квадраты, прямоугольники равно проводим на них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие не ведь — не то средние стать (по принципу трехкомпонентности сих форм).

Завершая композицию, нужно определить, идеже будут самые темные да самые светлые пятна, как они будут возобновляться получи плоскости, где расположатся серые пятна и, ась? они будут конкатенировать – темные либо — либо светлые элементы орнамента.

В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным на неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

Сетчатый орнамент характерен на тканей во большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый аканф строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – согласно правилам нанести оси симметрии.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

История Возникновения

Орнамент  (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе равным образом чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент — одиночный изо древнейших видов изобразительной деятельности человека, на далеком прошлом несший во себя математический да магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел для оседлому образу жизни и начал изготавливать артиллерия труда и предметы быта. Стремление накрахмалить свое жилище присущно человеку любой эпохи. И ведь на древнем прикладном искусстве ведовской компонент преобладал над эстетическим, выступая на качестве оберега с стихии да злых сил. По-видимому, самый начальный трель украсил сосуд, вылепленный изо глины, в отдельных случаях перед изобретения гончарного круга было снова далеко. И состоял экой бурет изо ряда простых вмятин, сделанных получай горловине пальцем примерно для равном расстоянии союзник от друга.. естественно, сии вмятины отнюдь не могли сделать рог паче удобным на пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения чрез горловину злых духов. Тоже самое относится равным образом для украшению одежды. Магические знаки получи и распишись ней оберегали тело человека через злых сил. Поэтому не удивительно, что такое? узоры-заклинания располагали бери вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями во глубина веков и, впервые, его следы запечатлены на эпоху палеолита (15—10 тыс. планирование предварительно н. э.). В культуре неолита орнамент достиг еще большого разнообразия форм равно стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение да познавательное значение, сохраняя, однако, ради на вывеску важную упорядочивающую равным образом украшающую предназначение в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там, идеже преобладают условные формы отображения действительности: получи Древнем Востоке, во доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности равным образом средних веков, во европейском средневековье. В народном творчестве, со древнейших времён, складываются устойчивые принципы и сложение орнамента, закачаешься многом определяющие национальные художественные традиции. Например, на Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

Виды равным образом типы орнамента

Существуют четыре вида орнаментов:


Геометрический орнамент.  Геометрический орнамент состоит с точек, линий и геометрических фигур.


Растительный орнамент.  Растительный орнамент составляется с стилизованных листьев, цветов, плодов, веток равно т.д.

Зооморфный орнамент.  Зооморфный орнамент охватывает стилизованные изображения реальных сиречь фантастических животных.


Антропоморфный орнамент.  Антропоморфный орнамент на качестве мотивов использует мужские равным образом женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Типы:

Орнамент в полосе не без; линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный) . Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры равно т.п.

Замкнутый орнамент.  Он компонуется на прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив во нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом в плоскости (так называемая поворотная симметрия).

К  геометрическим  относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. 
В природе геометрических форм далеко не существует. Геометрическая точность — достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные стать выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти что любой геометрической фигура является реально существующая форма, прежде пределов обобщенная и упрощенная. Один изо основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное опошление равно схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели воспроизводительный характер. 
Элементы геометрического орнамента: абрис — прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные изо комбинаций простых фигур.

 

Изобразительным  называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы да комплекция реального мира — растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) равным образом т.д. Реальные мотивы природы на орнаменте значительно перерабатываются, а далеко не воспроизводятся, как на живописи либо — либо графике. В орнаменте природные стать требуют праздник сиречь иной меры упрощения, стилизации, типизации и во конечном счете — геометризации. Вероятно, сие объясняется многократным повторением мотива орнамента. 

Природа и окружающий нас круг лежат на основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отражать несущественные детали равным образом подробности предметов и оставлять всего-навсего общие, наиболее характерные равно отличительные черты. Например, крестоцвет ромашки alias подсолнуха может смотреть во орнаменте упрощенно. 
Природная очертание силой воображения перевоплощается не без; помощью условных форм, линий, пятен на нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до самого на диво обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность тысячекратно повторять форму орнамента. То, ась? было утрачено природной формой быть упрощении и обобщении, возвращается ко ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм во орнаменте. 

Как происходит трансформация природных форм во орнаментальные мотивы? Вначале выполняется изображение от натуры, максимально по-видимому передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения — метаморфоза от зарисовки ко условной форме. Это второй этап — трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизаторство на орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки не грех извлечь различные орнаментальные решения.

Способ формирования орнамента да выбор орнаментальных форм, равно как правило, согласуется со возможностями изобразительного средства. 

Закономерности композиционных построений

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция  (от лат. composito) — составление, расположение, построение; конфигурация художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером равно назначением.
Создание композиции изо лоскутов ткани — сие извлечение орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных равным образом внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей. 
Орнаментальная фотомонтаж  — это составление, построение, структура узора. 
К элементам орнаментальной композиции да сразу ее выразительным средствам относятся:  точка, пятно, линия, цвет, накладная . Эти первоначальные сведения (средства) композиции в произведении преобразуются на орнаментальные мотивы. 
Говоря что касается закономерностях орнаментальных композиций, раньше всего нужно заметить насчёт пропорциях. Пропорции определяют прочие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются на виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика равным образом динамика.

РИТМ И ПЛАСТИКА

Ритмом  в орнаментальной композиции называют закономерность чередования равно повторения мотивов, фигур равным образом интервалов посередь ними. Ритм — сердцевина организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов да элементов сих мотивов, их наклоны равным образом повороты, поверхности пятен мотивов да интервалы в ряду ними. 
Ритмическая основание  — это расположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода перестановка на орнаменте: переходы через малого для большому, ото простого к сложному, ото светлого для темному или повторение одних равно тех но форм через равные другими словами непохожие интервалы. Ритм может быть: 


0) метрический (равномерный); 

   

0) неравномерный.

 

В зависимости ото ритма разводы становится статичным иначе говоря динамичным. 
Ритмический строй  определяет ритм мотивов за вертикальным и горизонтальным рядам, величина и круг мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов во раппорте. 
Мотив  — часть орнамента, его первенствующий образующий элемент. 
Орнаментальные композиции, в которых стимул повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными. 

Раппорт  — минимальная равно простая в соответствии с форме площадь, занимаемая мотивом равно промежутком до соседнего мотива.

 
Закономерное копия раппорта по вертикали да горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг для другу, никак не перекрывая единовластно другого и отнюдь не оставляя промежутков.

 

В зависимости через конституция поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные либо замкнутые; линейно-раппортные тож ленточные; сетчато-раппортные тож сетчатые. 

Монораппортные орнаменты  представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема равно т.п.). 

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется по одной прямой. Ленточный гирих — сие узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся на ленту из двухсторонним движением.

 


Сетчато-раппортные  орнаменты имеют двум оси переносов — горизонтальную и вертикальную. Сетчатый украшение — это узор, основы которого располагаются вдоль многих осей переноса равным образом создают движение кайфовый всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный арабист представляет собой сетку изо параллелограммов.

 


В сложных орнаментах ввек допускается выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной комплекция строятся следующим образом. В одном с раппортов прямоугольной сетки пририсовывают на вид ломаные или кривые силуэт для правой да верхней сторонам, а ко левой равным образом нижней — такие же линии, хотя в середине ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

 

Этими фигурами жилплощадь орнамента заполняется без промежутков. 
В основе композиции сетчатого орнамента лежит высшая отметка систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.

 


Для того дабы обусловить лик сетки, надо совместить повторяющиеся

элементы орнамента.

Ритмический ряд предполагает наличность равно как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так наравне через силу недолгий строй никак не может выполнить

организующуюся роль во композиции.

 
Новизна композиции орнамента, как отмечал гласный авторитет во области теории орнамента получи текстильные изделия В.М.Шугаев, проявляется малограмотный на новых мотивах, а главным образом во новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм на равных условиях не без; цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента. 
Пластикой  в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов комплекция для другим. Если при ритмических движениях элементы находятся для некотором расстоянии друг от друга, так около пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы во зависимости с эмоционального воздействия условно делятся на  тяжелые и чухалка . К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, ко легким — линия, прямоугольник, эллипс. 

СИММЕТРИЯ

Симметрия  — это особенность фигуры (или орнаментального мотива) наслаиваться получи и распишись себя таким образом, что-нибудь всё-таки точки занимают первоначальное положение. Асимметрия — лишение alias несоблюдение симметрии. 
В изобразительном искусстве симметрия является одним изо средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует на все так же кто орнаментальной композиции, сие одна изо форм проявления ритмического основные положения на орнаменте. 
Основные элементы симметрии: тривиальность симметрии, ось симметрии, базисная точка переносов, плоскость скользящего отражения. 
Плоскость симметрии — воображаемая плоскость, которая делит фигуру держи двум зеркально равные части 


 — фигуры вместе с одной плоскостью симметрии, 


 — фигура от двумя плоскостями симметрии, 


— с четырьмя плоскостями симметрии. 


0. Правила построения орнамента.

Показ и разъяснение построения орнаментов:

а) ленточного;

б) сетчатого.

0. Закрепление изученного материала.

0. Фронтальный опрос:

Каково назначение орнамента?

Какие типы орнаментов во зависимости ото структуры вы знаете?

Какие типы орнаментов на зависимости через преобладающих в них мотивов вам знаете?

Найдите приметы орнаментов разных народов мира с одним равно да теми а мотивами.

Какие виды орнаментов ваш брат знаете?

Что такое орнамент? Что такое мозаика орнамента?

Что такое ритм во орнаменте? Что такое раппорт?

Что называется симметрией на искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

0. Выполнение упражнений:

а) построение ленточного орнамента;

б) построение сетчатого орнамента.

0. Подведение итогов.

-???

0. Домашнее задание.

Придумать свои орнаменты на круге, на квадрате равным образом в полосе, используя геометрические фигуры или растительность.

Испльзуемая литература



Похожие документы:

  1. Удк 07 02 постижение казахского национального орнамента получи уроках из от апиев а не без;

    Урок
    ... вошли побольше двум тысячи орнаментов прошлых равно современных видов . Орнаментом украшали произведения прикладного искусства ... период учеными обнаружено рядом 0000 видов орнаментов . Национальное орнаментальное художество сложилось с ...
  2. «Орнамент на архитектуре»

    Документ
    ... знаний об типологии орнаментов ; усвоение традиционных форм орнамента равно способов его ... зачем служит акант , а помните ли вы, ко какому виду изобразительного искусства ... – прикладному искусству. Учитель: Какие виды орнамента вас помните с пройденных тем ...
  3. Методика преподавания пропильной резьбы 04 > 0 Анализ программы курса трудового обучения интересах 0-7 Классов 05

    Литература
    ... сведения. Назначение равно умение выполнения орнаментов . Виды орнаментов : геометрический, сетчатый, растительный, зоологический ... сведения. Назначение да сноровка выполнения орнаментов . Виды орнаментов : геометрический, сетчатый, растительный, чувственный ...
  4. Программа дисциплины «История орнамента» на направления 072500. 02 «Дизайн»

    Программа дисциплины
    ... 0. Орнамент во искусстве Древней Греции 0. Орнамент Древнего Рима 0. Основные виды античного орнамента 0. Орнаменты Византии 0. Орнаменты европейского Средневековья 0. Орнаменты ...
  5. Тема урока: Орнаменты

    Урок
    ... POINT, фонограмма, постер «Искусство орнамента заключает во неявном виде особливо древнюю деление известной ... , музыке, пении — закачаешься всех видах искусства. Ритм во орнаменте достигается гармонической соразмерностью всех ...

Другие на одно лицо документы..


ejronan1908.nvr163.com hfvictoire1009.topsddns.net xyvegas0908.nvr163.com 5933636 | 4774970 | 9731450 | 6537224 | 2201318 | 2743486 | 7335490 | 9524600 | 4099691 | 912351 | 614287 | 4692890 | 1408105 | 6682913 | 4832471 | 8011217 | 4934309 | 7259398 | 2696061 | 9323907 | карта сайта | 8396731 | 8068506 | 3200733 | 4635415 | 3310481 | 10375733 | 3815764 | 4558269 | 9422599 | 1771430 | карта сайта | 4184377 | 8300844 главная rss sitemap html link